По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ которых несколько ниже, в последующих главах книги), вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит
принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.
РУБНЕР (Rubner) Макс (1854-1932) , немецкий физиолог и гигиенист. Труды по физиологии обмена веществ, гигиене. Доказал применимость закона сохранения энергии к живому организму.
ВЕРЕСАЕВ (наст . фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945), русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19-20 вв.: "Без дороги" (1895), "Записки врача" (1901). Критико-философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом. Документальные работы об А. С. Пушкине ("Пушкин в жизни", 1926-27; "Спутники Пушкина", 1936-37), Н. В. Гоголе. Государственная премия СССР (1943).
НИКОЛЬСКИЙ Сергей Иванович (р . 1923), российский физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по физике высоких энергий и космических лучей. Руководил комплексными исследованиями широких атмосферных ливней космических лучей на Памире, Тянь-Шане и в Якутии. Ленинская премия (1982).