По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ которых несколько ниже, в последующих главах книги), вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит
принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.
ЕВДЕМ из Родоса (2-я пол . 4 в. до н. э.), древнегреческий философ-перипатетик. Друг и ученик Аристотеля, комментатор его сочинений. Работал над составлением энциклопедического "свода мнений" по истории науки и теологии.
ГАМЗАТОВ Расул Гамзатович (р . 1923), аварский поэт, народный поэт Дагестана (1959), Герой Социалистического Труда (1974). Сын Г. Цадасы. Поэтические сборники "Год моего рождения" (1950; Государственная премия СССР, 1952), "Высокие звезды" (1962; Ленинская премия, 1963), "Письмена" (1963), "Четки лет" (1968), "У очага" (1978), "Остров женщин" (1983), "Колесо жизни" (1987), лирическая повесть "Мой Дагестан" (кн. 1-2, 1967-71). Поэзию Гамзатова отличают гражданственность, лиризм, склонность к философичности и афористичности, национально-фольклорный колорит.
ЧУБАРЯН Гукас Григорьевич (р . 1923), армянский скульптор, народный художник Армении (1972). Памятник Е. Чаренцу в Ереване (1956), портрет академика Мазманяна (1979).