Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России, отзываясь на растущий спрос и находя все более широкое практическое применение, настоятельно требовал правового регулирования еще с рубежа 80-90-х гг. И он нашел его в ряде законодательных и нормативных актов. Многие из них действуют и сегодня как не противоречащие законодательству России.
Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности различных экономических субъектов аудиторскими организациями) еще в те годы содержалось и сохранилось до наших дней, повторенное и закрепленное в других, обновленных законодательных актах:
а) по банковскому аудиту - в ст.43 и 45 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.91 г. и др.;
б) по балансу, операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 02.12.90 г;
в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями;
г) правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в ст.29 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г «О страховании» и др.). ' *
Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок других экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных актов. К середине 90-х гг они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об акционерных обществах», в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.95 п № 1355 с последующими дополнениями (подробное рассмотрение которых еще впереди).
ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ (ВТЭК) , в Российской Федерации создается органами социального обеспечения для экспертизы нетрудоспособности (длительной или постоянной). Устанавливает группу и срок инвалидности, дает трудовые рекомендации инвалидам и т. п.
МАТЕ (матэ) (заимствование из языка южноамериканских индейцев кечуа) , то же, что парагвайский чай.
РЕГУЛЯТОР АВТОМАТИЧЕСКИЙ , устройство (или комплекс устройств) в системе автоматического регулирования, которое вырабатывает воздействия на объект в соответствии с требуемым законом регулирования. В промышленности, энергетике, на транспорте используют автоматические регуляторы давления, температуры, электрического напряжения, скорости и др.