Метод прямолинейного списания имеет свои преимущества и недостатки.
Преимуществами данного метода является простота расчета и равномерность распределения суммы амортизации между учетными периодами, что обеспечивает сопоставимость себестоимости продукции с доходом от ее реализации.
Недостатком его считают то, что он не учитывает моральный износ, различие производственной мощности основных средств в разные годы их эксплуатации и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы.
Однако, несмотря на недостатки, метод прямолинейного списания является наиболее распространенным в практике.
МЕТОДЫ ДЕГРЕССИВНОЙ (УСКОРЕННОЙ) АМОРТИЗАЦИИ
При использовании методов ускоренной амортизации в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости. Ускоренная амортизация означает ежегодное снижение суммы амортизационных отчислений.
Целесообразность применения методов ускоренной амортизации объясняется следующими причинами:
• наибольшая интенсивность использования основных средств приходится на первые годы их эксплуатации, когда они физически и морально еще являются новыми;
• накапливаются средства для замены амортизируемого объекта в случае его быстрого морального старения и инфляции;
• обеспечивается возможность увеличения доли расходов на ремонт амортизируемых объектов, которая приходится на последние годы их использования, без соответствующего увеличения издержек производства (за счет того, что сумма начисленной амортизации в эти годы уменьшается).
Наиболее распространенными методами ускоренной амортизации являются метод суммы цифр лет (кумулятивный метод) и метод снижения остатка.
МЕТОД СУММЫ ЦИФР ЛЕТ (КУМУЛЯТИВНЫЙ МЕТОД)
Сумма цифр лет — это результат сложения порядковых номеров тех лет, в течение которых функционирует объект.
В нашем случае, поскольку срок службы станка составляет 4 года, сумма цифр лет равна:
1 +.2 + 3 +4 = 10.
Согласно этому методу годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося (на начало отчетного года) срока службы к сумме цифр лет.
В нашем примере эта норма составляет: в 1-й год — 4/10, во 2-й - 3/10, в 3-й - 2/10, в 4-й - 1/10.
Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью (табл. 2).
Таблица 2
РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ МЕТОДОМ СУММЫ ЦИФР ЛЕТ
Год | Расчёт | Аморт. Отчисления | Накопленная амортизация (износ) | Балансовая стоимость |
0 | - | - | - | 20000 |
1 | 4/10*18000 | 7200 | 7200 | 12800 |
2 | 3/10*18000 | 5400 | 12600 | 7400 |
3 | 2/10*18000 | 3600 | 16200 | 3800 |
4 | 1/10*18000 | 1800 | 18000 | 2000 |
Итого | 18000 |
ТУРКУЭН (Tourcoing) , город на севере Франции, фактически слился с городами Рубе и Лилль. 97 тыс. жителей (1982). Шерстяная промышленность, текстильное машиностроение.
ВИАДУК (от лат . via - дорога, путь и duco - веду), сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем и т. п. Виадук обычно строят при экономической или технической нецелесообразности возведения высоких земляных насыпей. Каменные виадуки известны со времен Др. Рима.
ГОБИ , полоса пустынь и полупустынь на юге и юго-востоке Монголии и в прилегающих районах Китая. Преобладают равнины высотой 900-1200 м. Климат резко континентальный (колебания температур от -40 °С в январе до 45 °С в июле), осадков менее 200 мм в год. Разреженная растительность. Животноводство. Большой Гобийский заповедник (в пределах Монголии).