Линия поддержки — это линия, ниже которой цена акции не должна опуститься. Если курсовая стоимость бумаги падает ниже данного уровня, считается, что она будет падать и дальше, поскольку преодолен психологический рубеж восприятия ситуации инвесторами. Это сигнал к продаже акций. Логически линию поддержки можно обосновать следующим образом. Предположим, что за прошедший период времени цена акции опускалась несколько раз до определенного уровня (линии поддержки) и вновь поднималась. Инвесторы наблюдали и запомнили такую ценовую динамику. Поэтому когда цена вновь опускается до этого уровня, то инвесторы, которые желали приобрести акции, начинают их покупать, так как по их мнению, велика вероятность того, что цена бумаги не опустится ниже. В свою очередь, инвесторы, которые приобрели акции раньше по более высокой цене в надежде продать их еще дороже, воздержатся от продаж, так как на основе прежних наблюдений полагают, что через некоторое время цена акции вырастет. Поэтому в такой ситуации на рынке окажется больше покупателей чем продавцов, что и удержит цену акции от дальнейшего падения.
Если на рынке появятся очень неблагоприятные известия в отношении компании, выпустившей акции, то это нарушит сложившуюся логику событий, и предложение превысит спрос. Инвесторы постараются освободиться от акций и их цена упадет ниже линии поддержки. Линии поддержки или сопротивления не обязательно должны располагаться параллельно оси абсцисс, как изображено на рис.5. Они могут быть направлены как вверх, так и вниз в соответствии с существующим трендом. Например, на рис.6 представлен повышающийся тренд. Линии поддержки и сопротивления строят, соответственно, по нескольким нижним и верхним точкам перелома краткосрочных трендов. На рис.6 линия поддержки построена по точкам а, Ь и с.
Рис. 6.
Линия поддержки, построения по точкам а, Ь и с
Об изменении ценового тренда говорит диаграмма, которую называют "голова и плечи", представленная на рис.7. Данная фигура имеет три пика, два более низких по краям (левое и правое плечи) и один более высокий — по середине (голова). По нижним точкам, расположенным между пиками плечей строится шея. Она является линией сопротивления. Если цена бумаги опускается ниже линии шеи, это сигнал о смене тренда на противоположный. Аналогичным образом, но в обратной динамике будет представлена фигура "перевернутая голова и плечи". Она говорит о смене понижающегося тренда на повышающийся.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
ЯК ШИ , в индуистской и буддийской мифологии лесные и горные духи, спутники Куверы.
ОГИНЬСКИЙ (Oginski) Михаил Клеофас (1765-1833) , граф, польский композитор, участник польского восстания 1794. Опера "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" (1799), военные, патриотические песни, марши; фортепианные пьесы, в т. ч. полонезы ("Прощание с родиной", 1794), мазурки.