Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов. В связи с этим при планировании ассортимента производной продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изделия удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
П П
Р=----------* 100 и Р= ---------* 100,
С п Ц п
где Р - рентабельность продукции, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
С п– полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Ц п– объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минимум налога на добавленную стоимость – НДС и акцизов), руб.
Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего:
· совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
· повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
· индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важнейшим форматом роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
К важнейшим фактором роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При рациональном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Дальнейший показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции ( с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТУРОВСКАЯ ПАРТИЯ , с 1988 Демократическое конституционное объединение, с 1956 правящая партия в Тунисе. Основана в 1934; до 1964 называлась "Новый Дестур" (араб. "дестур" - конституция). Возглавляла борьбу за независимость Туниса.
ЕКАТЕРИНОДАР , название города Краснодар до 1920.
МОЗУРЮНАС Владас (1922-64) , литовский поэт. Сборники гражданской и философской лирики "Горсть земли" (1947), "Вильнюсские этюды" (кн. 1-2, 1958-63), "Морские строфы" (1965, посмертно).