В ценной бумаге на предъявителя все удостоверенные этой ценной бумагой права принадлежат ее фактическому владельцу, т.е. тому лицу, которое может предъявить данную ценную бумагу к исполнению обязанному лицу. Передача прав по предъявительской ценной бумаге производится путем передачи самой ценной бумаги.
В именной ценной бумаге все удостоверенные ею права принадлежат исключительно названному в этой ценной бумаге лицу. Никому, кроме этого лица, исполнение по именной ценной бумаге не может быть произведено. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требования (цессии) [1, ст. 382-390].
В ордерной ценной бумаге указывается лицо, которое может осуществить удостоверенные данной ценной бумагой права самостоятельно или назначить своим распоряжением (ордером, приказом) другое управомоченное лицо. При этом новый владелец также имеет право передать эту ценную бумагу. Переход прав, удостоверенных ордерной ценной бумагой, осуществляется с помощью передаточной надписи - индоссамента. Виды индоссамента: бланковый (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение); ордерный (с указанием лица, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение); препоручительный (дающий индоссату как представителю владельца-индоссанта только поручение осуществить указанное право в интересах владельца). В отличие от именных ценных бумаг индоссант, т.е. лицо, осуществившее передачу ценной бумаги, отвечает перед индоссатом, т.е. лицом, которому передана ценная бумага, не только за действительность удостоверенного ценной бумагой права, но и за его осуществление [1, ст. 146].
ЦЗЯНСИ , провинция в Вост. Китае, в бассейне Янцзы. 160 тыс. км2. Население 39 млн. человек (1992). Административный центр - Наньчан.
ЖЕРЛО ВУЛКАНА , канал, соединяющий очаг вулкана с земной поверхностью.
ЭКСТЕР Александра Александровна (1882-1949) , российская художница. Жила и работала в Киеве, Москве, с 1924 - в Париже. В лучших своих работах органически соединила принципы кубизма, конструктивизма и модерна, тем самым примкнув к ар деко. Наряду с авангардистской живописью занималась (с 1915) сценографией; оформляла спектакли Камерного театра в Москве, Московского Художественного театра (МХТ), балетные постановки А. П. Павловой и др., а также фильм "Аэлита" Я. А. Протазанова (1923).