Хозяйственный учет и возникновение двойной бухгалтерии
Хозяйственный учет и возникновение двойной бухгалтерии
Страница 2

В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, пергамент, папирус, в Галии - керамическую плитку и гончарные черепки, в Перу - веревки.

Более развитые формы учетных регистров в виде кодексов - книг встречаются в Греции и Риме. Жанин Шерара - Руссо полагал, что греки использовали два регистра: эфемериды (журнал) и трапецитика (книга счетов - Главная), римляне же только заимствовали эту практику. В системе учетных регистров древнеримской бухгалтерии первой книгой была Adversaria, которая предназначалась для ежедневной записи фактов хоз. жизни. Эту книгу в дальнейшем назовут памятной, или Мемориалом. Так ее понимают почти все исследователи. Но Ф. Гертц считал, что книга отражала только движение кассы, т.е. это не памятная книга, а кассовая. Несколько шире ее содержание трактует М. Бартошек. Он рассматривает ее как кассовую и ресконтро. Далее необходимо выделить две книги (кодекса): Codex accepti et expensi и Codex rationum domesticorum. Относительно их назначения между исследователями существуют значительные разногласия. Одни (В.Джитти, А.М.Галаган, В.В.Кедров) пытались интерпретировать эти кодексы в духе итальянской формы счетоводства и связывали первый кодекс с журналом, второй - с Главной книгой. С некоторыми оговорками подобные взгляды отстаивали Л.И.Гомберг и А.М.Вольф. Но поскольку нет данных, подтверждающих использование единого учетного измерителя, нельзя и отождествлять названные кодексы с Главной книгой систематической записи итальянской формы счетоводства. Другая группа ученых трактовала первый кодекс или как кассовую книгу (Р.Байгель, Г.Ф.Шершеневич, В.М.Хвостов), или как ресконтро (М.Фойхт, Ф.Гертц), или, что представляется наиболее правильным, как кассовую с ресконтро (Ф.Л.Келлер и К.Г.Деметреску); второй кодекс понимался как книга систематической записи, в которой каждый счет велся в своем измерителе, т.е. вино - в кувшинах, зерно - в мерах, касса - в деньгах и т.п. Ф.Мелис все содержание систематической записи сводил к одному кодексу, в котором на соответствующих счетах отражалось движение денег, долгов, имущества, а М.Бартошек, также рассматривая название обоих кодексов как синонимы, полагал, что в них просто фиксировались месячные итоги Adversaria.

Древний мир сохранил нам одну любопытную деталь - особенности публично-правовой отчетности. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса вырезано, сколько чесноку, редиски, луку и других продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов (40 т. Серебра или 2 млн.дол.). Любопытна особенность этой калькуляции, она учитывает только расходы предметов потребления - продуктов. Очевидно, это общая особенность того времени. До нас дошел отчет, вырезанный на стене Парфенона. Стоимость строительства храма согласно отчету составила 469 талантов.

Учет древнего мира - это учет фактов, и в целом он статичен. Инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе. Прямая регистрация означала указание на конкретный объект: «Смотрите, - говорил человек древнего мира, - вот стол, вот дом и т.п.». Это и были факты, прямая их констатация. Со временем появится регистрация косвенная. Счетный работник вместо конкретного учетного объекта будет фиксировать данные из так называемых первичных документов. И с этого момента учетные сведения и фактическое положение дел перестанут быть адекватны. Бухгалтерия станет только вероятной, а инвентаризации только будут указывать на репрезентативность информации. Чем больше будут совпадать результаты проверки наличия ценностей с данными текущего учета, тем полезнее для практики учет и бесполезнее инвентаризация, и наоборот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЗАНГЕЗУР , историческая область на юго-востоке Армении; Зангезур входил в Сюник, где в 10-12 вв. находилось Сюникское царство. В 16-17 вв. здесь был центр освободительной борьбы армянского народа против Турции и Персии.

ЕФРЕЙТОР (от нем . Gefreiter), воинское звание в российской (следует за рядовым) и некоторых иностранных армиях.

ЯНШИН Михаил Михайлович (1902-76) , российский актер, режиссер, народный артист СССР (1955). С 1924 в Московском Художественном академическом театре. Среди ролей: Лариосик ("Дни Турбиных" М. А. Булгакова), сэр Питер ("Школа злословия" Р. Шеридана), Абель ("Соло для часов с боем" О. Заградника). Возглавлял театр "Ромэн" (1937-41) и Московский драматический театр им. Станиславского (1950-63). Снимался в фильмах: "Свадьба" (1944), "Шведская спичка" (1954) и др. Государственная премия СССР (1975).

Copyright © 2024 www.accountingstudy.ru