Аудит дочерних обществ и организаций
Аудит дочерних обществ и организаций
Страница 6

2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причи­ненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Из статьи следует что,

Во-первых. Отношения основного общества (товарищества) и дочернего ха­рактеризу­ются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его дея­тельность. В качестве основного может высту­пать любое хозяйствен­ное общество (акционерное, общество с ограниченной ответствен­но­стью), а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные общества различных видов.

Отношения по схеме "основное — дочернее общество" склады­ваются ввиду:

a) преобладающего участия основного общества (това­рищества) в уставном капитале дочернего. Минимальный размер уча­стия, необходимый для установления таких отноше­ний, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более 50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей);

b) договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них определять решения, принимаемые другим;

c) других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации.

Во-вторых. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основ­ного. В то же время основное общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к соли­дарной с дочер­ним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к субсидиарной ответственности — в случае несостоятель­ности (банкротства) дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться акционерами путем предъявления соответствующих судеб­ных исков в интересах общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено внимание на то, что при решении вопро­са о наличии вины основного обще­ства в наступлении несостоятель­ности (банкротства) дочернего либо в причинении ему убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).

Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества), находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие этим моментам разделы аудита.

· Отношения по схеме "основное - дочернее общество":

- участие основного общества в уставном капитале дочернего (долевое участие, вла­дение акциями);

- договор, определяющий эти отношения;

- другие обстоятельства

· Ответственность дочернего общества

· Отчетность

2.2 Основные разделы аудита

Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем не отличается от дру­гих экономических субъектов, то следует обратить внимание на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность” осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным обществом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЮГОСЛАВИЯ (Jugoslavija) , Союзная Республика Югославия, государство на юге Европы, большей частью на Балканском п-ове, в бассейне Дуная; на юго-западе омывается Адриатическим м. 102,2 км2. Население 10,5 млн. человек (1993), сербы (63%), албанцы (16,6%), черногорцы (5%), венгры, боснийцы и др. Официальный язык - сербскохорватский. Большая часть верующих - православные, остальные - мусульмане и католики. Столица - Белград. Югославия - федерация 2 республик: Сербии (в ее составе 2 автономных края - край Воеводина и край Косово и Метохия) и Черногории. Глава государства - президент. Законодательный орган федерации - Союзная Скупщина в составе 2 палат (Вече граждан и Вече республик). Северная часть Югославии - на южной окраине Среднедунайской равнины. По правобережью р. Сава и широтному отрезку р. Дунай - хребты и массивы Сербского нагорья и Восточно-Сербские горы. На юге - обширные горные котловины Косово Поле и Метохия. На границе с Албанией, в хр. Кораби - высшая точка Югославии (2764 м). На юго-западе - Динарское нагорье (высота до 2522 м, г. Дурмитор) с Черногорским карстовым плато. Краевые хребты нагорья круто обрываются к Адриатическому м., оставляя узкую полосу побережья. Климат умеренный континентальный, на Адриатическом побережье - средиземноморский. Средние температуры января от -1 до 9 °С, июля 19-25 °С. Осадков 500-1500 мм, в горах близ морского побережья местами свыше 3000 мм в год. Основные реки - Дунай, Тиса, Сава, Морава, Дрина. На границе с Албанией - Скадарское оз. Равнины в основном возделаны, большие участки в межгорьях и котловинах заняты садами; на склонах гор - хвойные, смешанные и широколиственные (главным образом буковые) леса; по Адриатическому побережью - средиземноморская кустарниковая растительность. В 6-7 вв. территория современной Югославии была заселена славянами. В 7-13 вв. на территории Югославии существовал ряд государств. В 14-16 вв. над большей частью югославских народов было установлено господство Османской империи (после поражения сербов и боснийцев на Косовом поле, 1389, и др.); словенцы и хорваты попали под власть Габсбургов. В 1833 с помощью России добилась внутренней автономии Сербия. После русско-турецкой войны 1877-78 Сербия и Черногория получили полную независимость, подтвержденную решениями Берлинского конгресса 1878. В ходе Балканских войн 1912-13 югославские народы окончательно освободились от османского ига. 1 декабря 1918 было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), включавшее Сербию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину, Македонию, Черногорию. В январе 1929 в Югославии утвердилась военно-монархическая диктатура. В марте 1941 правительство Югославии присоединилось к Берлинскому пакту 1940 фашистских держав, что вызвало в Югославии широкое движение протеста; 27 марта профашистское правительство было свергнуто. 6 апреля 1941 на Югославию напали фашистские войска, оккупировавшие и расчленившие территорию страны. В Югославии развернулась народно-освободительная борьба, возглавленная КП Югославии (основана в 1919, переименована в ОКЮ в 1952). Северо-восточная часть страны была освобождена в 1944 в ходе совместных действий советских войск и НОАЮ (Народно-освободительной армии Югославии). К 15 мая 1945 югославская армия завершила освобождение Югославии. 29 ноября 1945 была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия. 31 января 1946 была утверждена конституция ФНРЮ. По конституции 1963 страна стала называться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), у власти находилась КП. Было провозглашено создание югославской модели социализма на основе самоуправления. В 80-х гг. Югославия столкнулась с серьезными экономическими и политическими трудностями. В 1991 СФРЮ распалась. Из состава федерации вышли независимыми государствами Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В 1992 принята конституция новой югославской федерации, в которую входят Сербия и Черногория. Югославия - индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (1991, %): промышленность - 39,6, сельское хозяйство - 13,9. Добыча лигнита и бурого угля, нефти, руд меди, свинца и цинка, урана, бокситов. Производство электроэнергии 36,5 млрд. кВт·ч (1991). В обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машиностроение и металлообработка (станкостроение, транспорт, в т. ч. автомобильный, и сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность). Цветная (выплавка меди, свинца, цинка, алюминия и др.) и черная металлургия, химическая, фармацевтическая, деревообрабатывающая промышленность. Развиты текстильная, кожевенно-обувная, пищевкусовая промышленность. Основная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Выращивают зерновые (главным образом кукуруза и пшеница), сахарную свеклу, подсолнечник, коноплю, табак, картофель и овощи. Плодоводство (Югославия - крупнейший в мире поставщик чернослива), виноградарство. Разведение крупного рогатого скота, свиней, овец; птицеводство. Длина (1991, тыс. км) железных дорог 3,9, автодорог - 46. Морской порт - Бар. Судоходство по Дунаю и Саве (крупный речной порт - Белград). Экспорт - сырье и полуфабрикаты, потребительские и продовольственне товары, машины и промышленное оборудование. Основные внешнеторговые партнеры: страны Европейского сообщества и Вост. Европы, Россия, США. Денежная единица - югославский динар.ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, основан в 1948, Белград.ЮГОСЛАВСКИЙ КРИЗИС 1991-92. Решение начать переговоры об изменении отношений в югославской федерации было принято на заседании Президиума СФРЮ в декабре 1990. В январе - марте 1991 прошло три заседания Президиума СФРЮ с представителями республик, а также одиннадцать двусторонних встреч руководителей республик. Они выявили непримиримость позиций сторонников сохранения федерации (Сербия, Черногория) и ее противников (Словения, Хорватия), отстаивавших модель конфедеративного устройства Югославии. Договоренность относительно переговоров президентов югославских республик о будущем Югославии была достигнута в марте 1991 на расширенном заседании Президиума СФРЮ. В марте - июне 1991 состоялось шесть встреч руководителей республик ("саммит шестерки"). Предметом обсуждения на последнем "саммите шестерки" стало предложение президентов республики Македонии К. Глигорова и республики Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича о преобразовании Югославии в союз суверенных республик, имеющих государственно-правовой статус. Однако, предпринимавшиеся шаги по сохранению Югославии ни к чему не привели.Первыми о своей независимости заявили Словения и Хорватия. Скупщина Республики Словении в июне 1991 утвердила акты о выходе из Югославии и провозглашении государственной самостоятельности на основании результатов плебисцита в декабре 1990, на котором подавляющее большинство населения республики высказалось за отделение от Югославии. Тогда же Сабор республики Хорватии единогласно принял Декларацию о провозглашении самостоятельной и суверенной республики Хорватии. Делегаты из Словении и Хорватии покинули скупщину СФРЮ. Выполняя распоряжение Союзного исполнительного вече, Югославская народная армия попыталась занять пограничные пункты, охранявшиеся словенскими пограничными органами. В результате произошли столкновения Югославской народной армии с силами территориальной обороны Словении. Соглашение о прекращении боевых действий (в которых, по данным Красного Креста Югославии, погибло 49 человек) было заключено в июне 1991 между председателем Союзного исполнительного вече и правительством Словении. В июле 1991 члены Президиума СФРЮ, руководители Словении и Хорватии, а также министры иностранных дел Нидерландов, Люксембурга и Португалии (уполномоченные Европейского Союза) приняли совместную декларацию о мирном разрешении югославского кризиса (т. н. Брионская декларация). По истечении трехмесячного моратория на выход из Югославии, предусмотренного Брионским соглашением, Словения и Хорватия в октябре 1991 объявили о своем суверенитете.Действия Хорватии по достижению самостоятельности сопровождались противодействием со стороны сербского населения республики. Начавшиеся весной 1991 стычки сербских отрядов территориальной самообороны с хорватской полицией и военными формированиями уже в конце августа переросли в крупномасштабный вооруженный конфликт. Попытки урегулировать конфликт оказались тщетными. Решено было перейти к прагматической политике "малых шагов", предполагавшей, в частности, привлечение войск ООН. Последние были введены в Хорватию в феврале 1992. Приход "голубых касок" во многом завершил процесс военного противоборства в Хорватии.Следующий этап углубления югославского кризиса начался с провозглашением суверенитета и государственной независимости Боснии и Герцеговины в октябре 1991. Причиной военных столкновений стала, главным образом, невозможность договориться относительно будущего устройства Боснии и Герцеговины, имеющей смешанный состав населения (мусульмане, сербы, хорваты). В январе 1992 была провозглашена Сербская республика Боснии и Герцеговины, а в июле 1992 - Хорватское государство Герцег-Босния. Бои шли на стыках национальных анклавов. После серии безуспешных переговоров на Мирной конференции по Боснии и Герцеговине (открывшейся в феврале 1992 в Лиссабоне) мировое сообщество попыталось остановить войну в республике провозглашением ее независимости, а также введением в мае 1992 санкций против Сербии и Черногории.Оказавшись почти в полной международной изоляции, в апреле 1992 Народная скупщина республики Сербии и скупщина республики Черногории провозгласили продолжение государственного, правового и политического субъективитета СФРЮ в новом совместном государстве - Союзной Республики Югославии (СРЮ). Тогда же состоялось принятие Конституции СРЮ, которая предполагает суверенитет и самостоятельность Сербии и Черногории в составе демократического государства с единым экономическим пространством. В результате возникла третья Югославия, состоящая из двух республик, со столицей в Белграде и государственным сербским языком. (См. также Боснийский кризис).Литература:Югославия в огне: Документы, факты, комментарии. Т. 1. 1990-1992. М., 1992. Т. 2. 1990-1993. М., 1993.Л. И. Жила

ЧОК-РИВЕР (Chalk River) , город на юго-востоке Канады, на р. Оттава. Ок. 10 тыс. жителей. Города Чок-Ривер, Дип-Ривер (жилые дома ученых) и Ролфтон (экспериментальная АЭС в 20 МВт) - один из важных центров по изучению проблем ядерной энергетики Канады.

ЧАСОВОЙ УГОЛ , двугранный угол между плоскостями небесного меридиана и круга склонений, одна из экваториальных координат в астрономии. Обычно отсчитывается в часовой мере в обе стороны от южной части небесного меридиана (от 0 до +12 ч к западу и до -12 ч к востоку).

Copyright © 2025 www.accountingstudy.ru